Вашингтонская конференция и важнейшие договоры, принятые на ней. Вашингтонская конференция Итоги вашингтонской конференции 1921 1922


Целью конференции было ограничение морских вооружений, проблема Д. Востока и бассейн Тихого океана.

Конференция проходила с ноября 1921 г. по февраль 1922 г. в столице США Вашингтоне.

В ней участвовали: США, Великобритания, Китай, Япония, Франция, Италия, Нидерланды, Бельгия и Португалия. Германия, лишённая по Версальскому договору всех владения на Тихом океане, и Россия -"ввиду отсутствия единого правительства" -на конференцию приглашены не были. Однако делегация Дальневосточной Республики прибыла в Вашингтон без приглашения и вела там переговоры вне рамок официальной повестки дня с представителями США и других держав, добиваясь главным образом решения о выводе японских войск с её территории.

Всего было подписано семь договоров и два дополнительных соглашения.

США, Великобритания, Франция и Япония подписали сроком на 10 лет "договор четырёх держав" о неприкосновенности островных владений и территорий на Тихом океане. Они обязались соблюдать статус-кво в отношении принадлежащих им в Тихом океане островов и вступать в переговоры друг с другом в случае возникновения в регионе опасности для их прав и интересов со стороны какой-либо страны, не являющейся участницей договора, для принятия надлежащих мер каждой из сторон самостоятельно или вместе со всеми.

"Договор четырёх держав" отменил военно-политический союз Великобритании и Японии, заключённый в 1911 г. Сделано это было для того, чтобы не провоцировать недоверие между великими державами. Это решение, принятое под давлением Вашингтона, было неоднозначно воспринято в разных странах. Многие полагали, что наличие союза с Японией давало Западу инструмент воздействия на политику Токио и могло помешать превращению Японии в экспансионистскую державу. Вместе с тем, созданная многосторонняя основа международного регулирования в принципе создавала более надежную базу для стабилизации обстановки в регионе.

6 февраля 1922 г. девять держав -Китай, США, Британская империя, Япония, Франция, Италия, Бельгия, Голландия и Португалия --- подписали договор о принципах политики в китайском вопросе ("договор девяти держав"). Он гарантировал суверенитет, независимость и территориальную целостность Китая, обязывая участников воздерживаться от использования сложной ситуации в Китае для получения особых прав и привилегий. Все девять стран подписали также договор, обеспечивавший совместное регулирование китайских тарифов и "равные возможности" в стране в области торговой и предпринимательской деятельности. Державы также согласились уважать права Китая как нейтрального государства в случае войны, в которой Китай не участвует.

По отдельному договору от 4 февраля 1922 Япония возвращала Китаю суверенитет над Шаньдунским полуостровом (переданным ей в Версале в 1919 г.), а также железную дорогу Циндао-Цзинань и территорию Цзяочжоу. Глава японской делегации также дал обязательство, что японское правительство не будет требовать от китайского правительства выполнения пятой группы "Двадцати одного требования" Японии. ("Двадцать одно требование" Японии -требования, предъявленные Японией Китаю 18 января 1915 в целях установления японского господства в Китае, политического и экономического.) Они состояли из 5 групп:

1-я группа требовала, чтобы Китай безоговорочно признал все условия, о которых Япония в будущем договорится на мирной конференции с Германией по вопросу о германской территории в Шаньдуне, которая была арендована там немцами и захвачена японцами в 1914г.;

2-я группа предусматривала продление срока аренды Люйшуня (Порт-Артура), Даляня (Дальнего) и Южно-Маньчжурской железной дороги Японией до 99 лет;

3-я группа предполагала превращение Ханьепинского металлургического комбината в смешанное японо-китайское предприятие;

4-я группа обязывала Китай не предоставлять какой-либо третьей державе гавани, бухты или острова;

5-группа содержала общеполитические требования Японии: о приглашении Китаем японских советников, создании единой японо-китайской полиции в важнейших городах, новых японских железнодорожных концессиях в Китае и т.д.)

6 февраля 1922 США, Великобритания, Франция, Италия и Япония подписали "Договор пяти держав" об ограничении морских вооружений. Путь к его заключению открыло согласие Лондона на предложение США отказаться от "стандарта двух держав" ("two powers standard"), в соответствии с которым Великобритания старалась поддерживать общий тоннаж водоизмещения своего военно-морского флота на уровне флотов любых двух других великих держав, вместе взятых. Новый план, представленный США, предусматривал установление довольно высокого уровня морских вооружений и для Японии, хотя квота для нее была предусмотрена меньшая, чем для США и Британии.

Договор устанавливал пропорцию предельного тоннажа линейного флота его участников: США -5, Великобритания -5, Япония -3, Франция -1,75, Италия -1,75.

Договор ограничивал размеры судов, подлежащих закладке в будущем. Ни одна из держав не должна была приобретать или строить линейные су-да водоизмещением более 35 тыс. т. На этом настаивали США, поскольку Панамский канал не мог пропускать боевые корабли большего тоннажа, а Соединенным Штатам было крайне важно иметь возможность свободно перебрасывать свой флот из Атлантического океана в Тихий и обратно. Общий тоннаж линкоров не должен был превышать:

Для США и Великобритании 525 тыс. т, -для Японии 315 тыс. т,

Для Италии и Франции 175 тыс. т.

Устанавливался также тоннаж авианосцев: -для США и Великобритании 135 тыс. т, -для Японии 81 тыс. т,

Для Италии и Франции 60 тыс. т.

Впрочем, общий тоннаж военно-морского флота держав не ограничивался, что фактически сохраняло превосходство флота Великобритании. США, Великобритания и Япония согласились сохранить статус-кво в вопросе береговых укреплений и военно-морских баз. Они отказались от дополнительного военного строительства во всех точках региона за исключением ряда оговоренных районов:

Соединенным Штатам было разрешено продолжать строительство укреплений в зоне, прилежащей к их побережью, у берегов Аляски, в районе Панамского канала и Гавайских островов. США отказывались от попыток укреплять Алеутские острова, со стороны которых они могли угрожать Японии;

Великобритания сохраняла право заниматься усилением своих позиций в островных владениях, примыкающих к побережью Канады, Австралии с прилежащими к ней территориями и Новой Зеландии, но отказывалась расширять базы в Гонконге и в островных владениях к востоку от 110 меридиана восточной долготы;

Япония принимала обязательство не наращивать вооружения на Курильских островах, островах Бонин, Амама-Осима, Лушу (Люйшу), Формоза (Тайвань) и Пескадорских.

Также устанавливался десятилетний мораторий на новое строительство судов и замораживалось количество военно-морских баз на Тихом океане.

Причины неустойчивости Версальско-Вашингтонской системы мирного урегулирования

Можно выделить несколько причин, которые сделали послевоенную систему мирного урегулирования неустойчивой и неэффективной.

1. Версальский порядок не был всеобъемлющим. Прежде всего, из него "выпадали" СССР и США -две крупнейшие державы, без которых обеспечение стабильности в Европе в ХХ веке было уже невозможно. Фактически была восстановлена многополярная структура европейских отношений в духе европейского равновесия XIX века, когда идеальным вариантом казалось отсутствие на континенте стран, которые бы слишком явно вырывались вперед по своим геополитическим и иным возможностям.

Именно эти идеи и привели к тому, что усилия Франции по максимальному ослаблению Германии увенчались успехом: она была разделена на части, искусственно уменьшена в размерах и поставлена в крайне тяжелое экономическое положение. Но потому же и сама Франция усилиями Британии не получила преобладания в Европе и не смогла реализовать в полной мере планы расширения своего влияния.

Но подобное европейское равновесие было возможно лишь при участии Пруссии, (место которой занимала теперь единая Германия) и России. Новую европейскую безопасность предстояло строить, во-первых, в условиях объединившейся Германии, и, во-вторых, в условиях уменьшившейся в размерах и изолировавшейся от европейских дел России.

К сожалению, лишь первое из этих новых обстоятельств было учтено, результатом чего и стало раздробление Германии, что позволило отсрочить конфликт между интересами крупнейших европейских стран и естественным стремлением немцев к объединению. Второе же поначалу вовсе не было принято в расчет -в тот момент казалось, что участие США в европейских делах является достаточным возмещением за уход из европейской политики России. В этой ситуации срыв расчётов на сотрудничество с Соединенными Штатами подрывал основы Версальского порядка в том виде, как он был задуман исходно.

2. Фундаментальной слабостью Версаля была заложенная им схема экономического взаимодействия европейских стран. Дело в том, что новое государственное размежевание полностью разрушало экономические связи в Центральной и Восточной Европе. Вместо единого рынка, проницаемого и достаточно открытого, Европа оказалась территорией, разбитой на несколько десятков маленьких, отгородившихся друг от друга таможенными стенами рынков. Часто новые малые государства остро соперничали не только в политической, но и в экономической области, полностью сосредоточиваясь на собственных хозяйственных трудностях и не пытаясь для их преодоления предпринимать совместные усилия.

Провозглашённый принцип самоопределения наций породил экономический раскол, преодолеть который европейские страны так и не смогли. Это создавало постоянную неустойчивость экономической ситуации в Старом Свете. Европа оказалась не готовой к принятию совместных решений по финансовым и экономическим вопросам. К тому же экономическое разорение Германии, раздавленной тяжестью наложенных на неё репарационных выплат и не способной, поэтому выйти из состояния депрессии с быстротой, необходимой для экономического подъёма не только в стране, но и во всей Европе, оказало решающее воздействие на негативное развитие ситуации.

Мировой экономический кризис 1929-1933 годов привёл к резкому ухудшению отношений как между странами-победительницами, так и между ними и побеждёнными государствам и. Всё это вкупе с внутринациональным кризисом большинства государств привело к краху Версальско-Вашингтонской системы и ко Второй Мировой войне.

Следствия Версальского договора

· Германия и Советская Россия оказались пострадавшими, что вызвало взаимовыгодное сближение двух стран. Германия строила на территории СССР запрещенную договором военную технику и обучала свои вооруженные силы. Советский Союз получил официальное признание статуса важной европейской страны (1922), в результате его были вынуждены признать также страны Антанты, иначе Германия имела привилегированное положение в торговле с Россией.

· И СССР, и Германия считали Версальский мир несправедливым. Страны Антанты сняли с себя всю ответственность за мировую войну, хотя на самом деле это была общеевропейская трагедия, и вина за неё лежала на всех участвующих сторонах.

· Слишком большая сумма репарации, взысканной с Германии, привела к инфляции и обнищанию больших масс населения. Можно сказать, что благодаря Версальскому договору возник режим Адольфа Гитлера, выдвинувшего популярные лозунги реванша.

· Лига Наций, первое рабочее заседание которой состоялось 16 января 1920 года в Женеве, шла на поводу у Антанты. Не сумев ограничить агрессию Франции против Германии (оккупация Рурской области в 1923 году), Лига Наций утратила авторитет и возможности вмешаться в более серьезные конфликты 1930-х годов и предотвратить II мировую войну.

В современной отечественной историографии как правило условия Версальского мирного договора считаются исключительно унизительными и жестокими по отношению к Германии. Считается, что именно это привело к крайней социальной нестабильности внутри страны, возникновению ультраправых сил и приходу к власти фашистов. Усугубляет ситуацию тот факт, что жёсткие ограничения, наложенные на Германию, должным образом не контролировались европейскими державами (или же нарушения их намеренно спускались Германии с рук). Как аргумент в пользу второго нередко называется желание европейских держав использовать гитлеровский режим для борьбы с СССР. Этим же объясняется Мюнхенское соглашение, по которому ведущие европейские страны разрешили нацистской Германии аншлюс Чехословакии, которой они ещё вчера обещали поддержку.



1-ая мировая нанесла серьезный удар по множеству стран - потери были очень велики, восстановление населения шло медленно, между вчерашними врагами сохранялись натянутые отношения. Особенно остры были противоречия между четверкой ведущих стран мира - Францией, США, Англией и Японией. Причиной этих противоречий был раздел и силы морского флота.

Отношения между этими странами накалялись все сильнее, все явственно ощущали, что еще несколько лет - и новая война станет неминуемой. Тогда и было принято решение созвать конференцию, на которой все противоречия будут оговорены и страны-противники смогут прийти к взаимовыгодному решению, что предотвратит конфликт.

Местом были выбраны США, и в их столице и была созвана Вашингтонская конференция 1921 года.

Следует отметить следующее: Вашингтонская конференция созывалась именно по инициативе Соединенных Штатов - они рассчитывали добиться заключения благоприятных для себя договоров. Официально главной целью конференции была остановка движения народов Советского союза и зависимых стран. Что примечательно, правительство Советского Союза не было приглашено на конференцию, а когда делегация была отправлена в Вашингтон, ей было отказано в допуске на конференцию.

С ноября 1921 по февраль 1922 проходила Вашингтонская конференция, и ее решения были очень важны для всего мира. Особенно значимыми были три договора: "договор четырех", "договор девяти" и "договор пяти".

Вашингтонская конференция подписала "договор четырех" 13 декабря 21-го года. В этом договоре, как можно понять из названия, участвовали четыре державы: США, Франция, Англия и Япония. Сутью данного договора является согласие всех четырех стран совместно защищать оговоренные территориальные права на Тихий океан. Кроме того, "договор четырех" оговаривал разрыв англо-японского союза, длившегося с 1902 года. Разорван этот союз был за счет ощутимого давления со стороны США, так как союз Англии и Японии был направлен против некоторых планов США.

"Договор пяти" Вашингтонская конференция приняла непосредственно перед своим завершением - 1922 года. Этот договор также имеет второе название - Вашингтонский морской договор. В нем участвовали следующие державы: Франция, США, Япония, Великобритания и Италия. Данный договор оговаривал необходимость ограничения морских вооруженных сил всех участвующих в нем стран. Согласно морскому договору, преимущество по силам морского флота получали США.

Помимо США, некоторые преимущества посредством этого договора обеспечили себе Япония и Великобритания. Так, Великобританией и США были даны Японии обязательства не сооружать баз в Тихом океане восточнее 110 меридиана восточной долготы. А Великобритания сохранила свое фактическое преимущество благодаря тому, что тоннаж военно-морского флота не был ограничен.

"Договор девяти" Вашингтонская конференция приняла одновременно с "договором пяти". В этом договоре участвовали следующие страны: Франция, Бельгия, США, Великобритании, Япония, Нидерланды, Италия, Португалия и Китай. Согласно этому договору, все страны, участвующие в нем, получали равные возможности, а Китай становился страной, которой могли пользоваться все (а не только Япония, как было задумано ранее). Япония же обязалась отказаться от предъявления Китаю "Двадцати одного требования".

Только вот права Китая при были несколько ущемлены: из него были выведены не все японские войска, а на сам Китай был наложен особый таможенный тариф, укрепляющий его (Китая) неравноправие.

Американское правительство строило планы относительно захвата лучших позиций на КВЖД, но, благодаря сопротивлению ущемленного в своих правах Китая и обиженного Советского союза, планы эти реализовать не удалось.

, Канада , Индия , Новая Зеландия , Южно-Африкан-ский Союз, — а также США , Япония , Франция , Китай , Италия Бельгия , Нидерланды и Португалия . В центре внимания участников В. к. была ситуация в Тихоокеанском бассейне. Именно на этом форуме США рассчитывали взять дипломатический реванш за прохладный прием, оказанный европейцами внешнеполитическим инициативам американцев, претендовавших на мировое лидерство, хотя бы моральное, в ходе Парижской и последующих многосторонних встреч. Кроме того, вопросы, обсуждавшиеся на берегах Потомака, в отличие от европейских проблем, самым непосредственным образом затрагивали интересы Соединенных Штатов. Место изоляционизма, проявившегося в отказе Конгресса ратифицировать Версальский и другие послевоенные договоры, должен был занять здоровый прагматизм в духе реальной политики на Дальнем Востоке. Свою роль в процессе возрастания дипломатической активности США сыграла и победа на выборах 1920 президента-республиканца У. Гардинга, который в отличие от демократа В. Вильсона рассматривал именно Восточную Азию как перспективную зону американских интересов, сталкивавшихся на берегах Тихого океана с растущими «аппетитами» японцев, которые, в свою очередь, поддерживали союзные отношения с британцами (англо-японский союз 1902). Общая неопределенность послевоенной ситуации в этом обширном регионе осложнялась гонкой морских вооружений ведущих держав.
Таким образом, главными пунктами повестки дня Вашингтонской конференции стали, во-первых, утверждение территориальных изменений в бассейне Тихого океана и определение статуса бывших германских островных территорий, во-вторых, ограничения морских вооружений и, в-третьих, обсуждение ситуации в Китае, представители которого в 1919 отказались подписать Версальский договор в связи с передачей Японии области Цзяочжоу на Шаньдунском п-ове, до августа 1914 находившейся под контролем Германской империи . Несмотря на то, что этот форум проходил вдали от Европы, среди стран-участниц вновь не оказалось Советской России и Германии, от приглашения которых предпочли воздержаться его организаторы. В то же время делегация Дальневосточной республики (ДВР), буферного демократического государства, расположенного между РСФСР и Японией, прибыла в столицу США неофициально как наблюдатели. Китай был представлен только пекинским правительством, тогда как правительство Сунь Ятсена в Гуаньчжоу не получило признания держав.
Первым международно-правовым актом, подписанным 13 декабря 1921, явился Договор четырех дер-жав (США, Японии, Великобритании и Франции) о взаимных политических гарантиях неприкосновенности их островных владений на Тихом океане со сроком действия 10 лет. Фактически этим документом блоковый, англо-японский принцип поддержания статус-кво заменялся подобием системы коллективной региональной безопасности. Договор четырех держав явился ключевым элементом всей Вашингтонской системы. Эксперты расценили его как успех прежде всего американской дипломатии, сумевшей ликвидировать особые отношения Великобритании и Японии на Дальнем Востоке и укрепить престиж США как новой великой тихоокеанской державы.
Вторым значимым международным соглашением, заключенным теперь уже пятью государствами (к вышеупомянутым странам добавилась Италия ) 6 февраля 1922, определялись военно-технические параметры соотношения их сил на море, по-скольку в силу острых разногласий проблема ограничения сухопутных и воздушных армий была исключена из первоначальной повестки форума. Участники В. к. согласились с предложением американской делегации положить в основу договора принцип пропорционального баланса тоннажа линейных боевых судов по формуле 5:5:3:1,75:1,75 соответ-ственно для США, Великобритании, Японии, Франции и Италии. Подписанты также Договорились о запрещении строительства новых линкоров водоизмещением свыше 35 тыс. тонн. Срок действия Договора пяти держав устанавливался до 1 января 1937. Его подписание было более всего выгодно Великобритании и США: первая стремилась сократить колоссальные расходы на содержание крупнейшего в мире флота, а вторые преследовали цель успокоить американскую общественность, охваченную изоляционистскими и пацифистскими настроениями. В то же время и Токио сумел извлечь из договора стратегическую выгоду, добившись запрещения строительства новых военно-морских баз в бассейне Тихого океана не ближе 5—6 тыс. км от Японских о-вов.

Активную роль на В. к. пыталась играть делегация Китая, выступавшая с претензией на признание международным сообществом за ним статуса великой державы. Поэтому программа китайских представителей содержала пункты об отмене режима неравноправных договоров и капитуляций, навязанного стране во второй половине XIX — начале XX в. европейскими государствами, США, Японией и Россией. В итоге сложных многочасовых переговоров также 6 февраля 1922 девять участников конференции подписали договор, а по сути — декларацию об уважении суверенитета, территориальной целостности и административной неприкосновенности Китая. С экономической точки зрения это означало распространение принципа «открытых дверей» на всю территорию страны, исключавшего впредь создание каких-либо закрытых сфер интересов и влияния отдельно взятых держав — несомненная победа дипломатии США. Таким образом, Договор девяти держав завершил процесс инкорпорации традиционной китайской цивилизации в мировую политико-хозяйственную систему. Однако добиться равного с другими участниками В. к. (за исключением британских доминионов) международно-правового статуса Пекину все же не удалось. Участники В. к. приняли также две резолюции, имевшие прямое отношение к Советской России: о выводе войск Японии с территории ДВР и о возвращении имущества Китайско-восточной железной дороги (КВЖД) , захваченного китайскими войсками в России.
Решения, принятые на В. к. 1921—1922, знаменовали собой окончание послевоенной перестройки международных отношений. Решения В. к. заложили основу послевоенного миропорядка в бассейне Тихого океана, хотя так и не смогли урегулировать как старые, так и новые противоречия между ведущими государствами: Великобританией, США, Китаем, Японией и Россией.

Лит.: Горохов В. Н. История международных отношений. 1918—1939. М., 2004; Жигалов Б. С. Дальневосточная политика Англии в 1917—1922 гг. Томск, 1981; Сидоров А. Ю., Клейменова Н. Е. История международных отношений. 1918—1939. М., 2006. Е. Ю. Сергеев.

МИНЕСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Алтайский государственный университет»

Исторический факультет

Кафедра всеобщей истории и международных отношений

Вашингтонская конференция 1921-1922 гг.

(реферат)

Выполнил студент
3 курса 193 группы
Конюхов Виктор Алексеевич

_______________
(подпись)

Проверил доц., к.и.н. Курныкин О.Ю.

_______________
(подпись)

Барнаул 2012

Вашингтонская конференция 1921-1922 гг.

1.Обострение японо-американских противоречий в Тихоокеанском регионе после Первой мировой войны.

Поскольку США не заинтересованы в настоящее время в войне с Японией, постольку значительная часть прессы, даже и херстовская, в настоящее время старается доказать, что США не думают воевать, что им не из-за чего воевать, что они даже Филиппины оставляют и не обеспокоены тем, что Япония будет в будущем делать.

Вашингтонская конференция устанавливала временное равно­весие сил в Тихоокеанском и Дальневосточном регионах. Одно­временно с этим её решения отражали намечающиеся противоре­чия, в первую очередь между США и Японией. Принятые ею реше­ния не учитывали интересов Советской России, представители которой не были приглашены на конференцию.


Действительно влиятельные политики постараются доказать, что их настроения в отношении Японии и японцев самые мирные. Очень характерно, что творец всех калифорнийских антияпонских законов старик Мак-Клачи в беседе с генконсул СССР в Сан-Франциско Галковичем старался доказать, что он истинный друг Японии и что он уверен в нормальном развитии японо-американских отношений. Трудно сказать, насколько продуманна новая линия поведения в дальневосточной политике, ведь профессор Кернер из Калифорнийского университета, человек, близко стоящий к Стэйт департменту, убеждал генконсула, и очевидно искренне, в том, что США не имеют внешней политики и то, что делается, - делается стихийно и от случая к случаю. Во всяком случае, если продумать и сопоставить друг с другом ряд фактов, то приходится прийти к заключению, что сейчас США имеют новую линию в своей дальневосточной политике, конечно, обусловленную последними событиями, но линию, заключающуюся в том, чтобы, прикрываясь политикой дружбы, вести активную военную подготовку армии, флота и населения к грядущим событиям на Дальнем Востоке.

Происходит, очевидно, подготовка и в области дипломатической. У нас нет данных, чтобы судить об этой подготовке по официальным и проверенным документам, но мы имеем полное право судить о ней по отдельным выступлениям видных американцев.

Характерно, что в наиболее известном Сан-Францисском клубе, где обсуждаются довольно открыто и иногда довольно откровенно вопросы внешней политики страны, вот уже пятый месяц как обсуждается вопрос: «Нужно или не нужно соглашение с Англией?» Характерно, что представители флота, выступавшие неоднократно в клубе, довольно рьяно защищали тезис о необходимости соглашения с Англией.

Вашингтонская конференция была созвана по инициативе США, которые рассчитывали добиться благоприятного для себя решения вопроса о морских вооружениях и закрепления нового соотношения сил в Китае и в бассейне Тихого океана. Конференция также была направлена против национально-освободительного движения народов колониальных и зависимых стран. Советское правительство, не получивший приглашения на конференцию, заявило 19 июля и 2 ноября 1921 года протест против устранения ее от участия в вопросах конференции , а 8 декабря 1921 года направило протест против обсуждения на ней вопроса о Китайско-восточной железной дороге. В декабре 1921 года в Вашингтон прибыла делегация Дальневосточной республики, но она не была допущена на конференцию.


Были и другие мнения, но все же именно военная часть высказала эту точку зрения. В свое время в СССР нашумела книга Денни об англо-американской борьбе, мы здесь не имели возможности заниматься всей суммой англо-американских отношений, но ни в прессе, ни в беседах мы не видели, чтобы атмосфера была антианглийской. Наоборот, точка зрения необходимости соглашения с Англией очень сильна и высказывалась видными представителями флота, что косвенно показывает на желательность официальных кругов, чтобы население направляло свою мысль в этом направлении.

Мне кажется, что точку зрения представителей флота можно понять только в общем свете подготовки против Японии, подготовки к войне на Дальнем Востоке.

В Сан-Франциско мне несколько раз рассказывали о том, что, когда в 1931 году решался вопрос о том, что делать с Японией, и Стимсон склонялся к решительным действиям, флот ответил, что «флот не готов, флот воевать не может». Сейчас флот готовится. Считается общепризнанным, что Рузвельт особенно внимателен к нуждам флота. Считается, что нынешний Конгресс Америки - нэви майндид, - что означает «флотски мыслящий».

Большинство военных писателей США, в частности генерал Стерлинг, стараются доказать, что США нужен флот для защиты своих берегов, простирающихся от Аляски до Мексики.

В личных беседах представители американского флота не любят говорить о миссии американского флота, а указывают на то, то он предназначен для защиты берега. В действительности это неверно. Разговоры о том, что Гавайская база важна для США как основное прикрытие ее тихоокеанского берега, неискренни. Гавайи отделены от США расстоянием в 2300 миль. Расстояние от Гавайских островов до Японии - 3400 миль. Конечно, в случае войны вполне мыслимо движение японского флота в сторону американского берега Тихого океана, однако нынешних американских сил вполне хватит для того, чтобы защищать непосредственно берег.

Вашингтонская конференция 1921-1922 годов об ограничении морских вооружений и проблемах Д. Востока и бассейна Тихого океана. Проходила с 12 ноября 1921 года по 6 февраля 1922 года в Вашингтоне. Являлась этапом на пути создания т. н. версальско-вашингтонской системы , т. е. территориального передела мира и сфер влияния между гл. империалистич. державами после 1-й мировой войны. Была созвана по инициативе США. В работе В. к. приняли участие США, Великобритания, Китай, Япония, Франция, Италия, Бельгия, Нидерланды и Португалия.


Очевидно, что американский флот ставит себе ясно наступательные действия. Это особенно вскрывается последними большими ассигнованиями на флот (1932-33 г. - 349 561 000 долл., 1933-34 г. - 282 310 000 долл. плюс суммы, отпущенные дополнительно по линии НРА, 1934-35 г. - 295 млн долл. плюс сумма по линии НРА). Даже для не вооруженного военным знанием взгляда, живя на западном берегу США, становится ясным, что в 1934 и 1935 гг. усилилась военно-морская подготовка США. В марте 1935 г. было решено построить дополнительно несколько воздушных баз на Тихом океане. Одна из баз должна была быть построена на острове Оаху на Гавайях, недалеко от Пирл-Харбора. Хотя об этом нигде не говорилось, но последние маневры показали, что, очевидно, соответствующие военные сооружения построены и на острове Мидвей (небольшой коралловый остров на полпути от США к Китаю).

Адмирал Стерлинг несколько раз высказывал тот взгляд, что «безопасность» (читай - оснащенность и готовность флота к нападению) Тихого океана от Сан-Диего до острова Атту, наиболее западного острова в цепи островов у Аляски, так же как и безопасность Гуама, Филиппинского архипелага и Панамы, требует полной подвижности всего годного военного флота США на этой широкой поверхности океана».

«Создание соответствующих морских и воздушных баз» - такова основная задача, стоящая перед США, и эту задачу сейчас они быстро выполняют.

Хотя американцами послано в Японию военное судно в знак дружбы, но происходящие сейчас маневры всего американского флота в Тихом океане предусматривают со всей очевидностью только одного врага - Японию. Адмирал Като, наш знакомый по Токио и сторонник большого флота Японии, недавно (в мае месяце) довольно грубо заявил, что американский флот слишком близко подошел к японским берегам. Ему немедленно адмирал Стэнли ответил в Сан-Франциско, что маневры американского флота касаются только США.

Последние маневры проводятся в исключительно таинственной обстановке. Однако уход всего флота в сторону Гавайских островов, а затем вылет 43 самолетов на Мидвей и дальнейшее движение флота в ту же сторону показывают, что маневры предусматривают не защитные, а в основном наступательные действия.

Очевидно, что в течение ближайших двух лет вся система фортификаций и постройка дополнительных баз как на побережье от Аляски до Мексики, так и в самом океане будут закончены.

Одновременно с активизацией действий военного флота окончательно решен вопрос и об открытии воздушной линии Сан-Франциско - Гавайи - 2400 миль, Гавайи - Мидвей - 1380 миль, Мидвей - Уэйк - 1248 миль, Уэйк - Гуам - 1450 миль, Гуам - Манила - 1500 миль, Манила - Кантон - 700 миль.

Самый большой и опасный участок считается Окленд - Гавайи. Сейчас этот путь сделан в одну и обратную сторону клиппером американской авиационной кампании приблизительно в 35 часов. Капитан клиппера Мюзик после полета заявил, что ничего авантюрного в таком полете не было и что это совершенно нормальный полет, в котором ни летчики, ни машина не рискуют. Еще в марте вышел корабль для оборудования линии Мидвей - Уэйк. Близкие знакомые, понимающие в этом деле и связанные с кругами воздушного флота, полагают, что линия будет оборудована в течение этого лета. Здесь считается, что в течение ближайших лет рейсы Кантон - Сан-Франциско через Манилу станут вполне доходными и излюбленным способом передвижения. Однако, кроме коммерческой, имеется и чисто военная сторона в этом деле. Она ясно показывает наступательные способности американского воздушного флота.

Мы здесь не освещаем американо-китайских отношений и японо-китайских, но к сказанному по поводу военной подготовки США приходится добавить и то, что США по-прежнему оказывают значительную, хотя и косвенную поддержку Нанкину в создании воздушного флота. Несколько китайских военных комиссий, которые побывали в США в течение 1934-35 гг., пользовались всяческим вниманием местных морских и военных властей.

Недавно приехавший из Китая секретарь американского отделения Института тихоокеанских отношений Филд в беседе косвенно подтвердил этот факт.

Если оставить в стороне военную подготовку и иметь в виду только спорные экономические вопросы между США и Японией за последние месяцы, то мы увидим, что, несмотря на внешние мирные комплименты, они в значительной степени обострены.

Сюда относятся два вопроса, которые очень легко изучать именно здесь, в Калифорнии.

36% американской нефти экспортируется из Калифорнии, и главным образом «Калифорния стандард ойл компани», организацией, понятно, связанной с Рокфеллером, но все же имеющей значительную независимость, причем многие утверждают, что президент «Калифорния стандард ойл» Кингсбери имеет самое сильное влияние на определение дальневосточной политики США. Интересы «Стандард ойл» сильно ущемлены в Маньчжурии декретом маньчжурского правительства. США приняли все меры к тому, чтобы выступить совместно с Англией по вопросу о нефти перед японским правительством. Последнее довольно осмелело после своих удачных дебютов в 1931-32 гг. и заявило, что оно не может навязывать своих условий маньчжоугоскому правительству. Протест пока что остался бумажным.

Второй вопрос - обострение борьбы вокруг рынков сбыта. Энергичный завоз Японией товаров в 1933-1934-1935 гг. во все страны Латинской Америки и в США вызвал здесь самое сильное негодование. В Конгрессе, в местных клубах появился целый ряд резких, правда, сугубо экономического характера, антияпонских выступлений. Япония в знак протеста против этого шума и чтобы показать США, что они должны уважать японского потребителя, начала изучать возможность покупки хлопка в Бразилии.

В добавление к изложенному приходится сказать, что выехавшая в марте экономическая комиссия во главе с Форбсом на Дальний Восток как по составу своих членов, так и по своим выступлениям скорее носит прокитайский характер. Поездка этой комиссии в Токио скорее дело любезности и , чем искренности и действительной необходимости. Недаром эта комиссия получила сравнительно холодный прием в Японии.

Дальнейшая тактика США в ее отношениях с Японией

Пока США не будут окончательно подготовлены к тому, чтобы заговорить снова с Японией таким же голосом, каким они говорили с ней в 1921-22 гг., США будут избегать больших, могущих привести к непосредственному взрыву действий. Если США не успеют к 1936 году в значительной степени подогнать подготовку своего флота и если они не в состоянии будут договориться с Англией, - можно и нужно ждать в начале 1936 года какого-то нового, дополнительного, возможно кратковременного, компромиссного решения по вопросу о дальнейших вооружениях либо отсутствия какого бы то ни было решения. Во всяком случае, США к тому времени не будут в такой степени подготовлены, чтобы решиться на взрыв японо-американских отношений. Вряд ли Япония, при всей своей агрессивности, также решится на такой шаг. Очевидно, решение вопроса будет отодвинуто еще на некоторое время.

Ни характер спорных вопросов, ни соперничество флотов, ни общее направление политики как Японии, так и США не дают нам повода для того, чтобы думать, что отношения между США и Японией будут развиваться действительно мирным, дружественным путем. Несомненно, что обе стороны по причине недостаточной подготовленности будут искать отсрочки от решительной схватки.

В Калифорнии, так же как и в некоторых других штатах, имеются известные группы, тесно связанные с некоторыми финансовыми группами в Японии. Степень фактического влияния фирм «Мицубиси», «Мицуи» и «Иокагама Спеши банк» в Калифорнии довольно значительна. С ними довольно тесно переплетаются интересы «Кун-Леб комп[ани]» через Англо-калифорнийский банк и отчасти моргановские интересы через «Бэнк оф Америка», но характерно, что эти интимные отношения тщательно скрываются, и даже в разговорах с руководителями этих банковских кругов иногда можно выявить антияпонские настроения.

В связи с этим становится довольно ясным, что в дальнейшем в дальневосточных вопросах американская дипломатия волей или неволей будет стремиться в какой-то форме искать соприкосновения с нами. Несомненно, что уже сейчас в армии и во флоте имеются группы, смотрящие в этом направлении. Наша задача заключается в том, чтобы эти настроения с выгодой для себя в дальнейшем использовать.

2. Вашингтонская конференция

2.1. Расторжение англо-японского союза и подписание договора четырех держав

Англо-японский союз - союз между Великобританией и Японией, действовавший в 1902-1923 годах.

Первый союзный договор сроком на 5 лет был подписан в Лондоне 30 января 1902 года. Текст договора предусматривал нейтралитет одного из союзников в случае войны другого с какой-либо державой и военную помощь другому союзнику, если к его противнику присоединится одно или более государств. Он гарантировал «специальные интересы» Англии в Китае, а Японии - в Корее и Китае и право союзников на вмешательство, если их «специальным интересам» будет угрожать какая-либо опасность из-за «беспорядков» внутри этих стран или опасность извне. Договор носил антирусскую направленность и был для Японии подготовкой к русско-японской войне.

Второй союзный договор сроком на 10 лет был подписан 12 августа 1905 года в Лондоне. По нему признавался протекторат Японии над Кореей. В отличие от первого договор 1905 предусматривал военную помощь одного союзника другому в случае войны даже с одной какой-либо державой; в сферу действия договора были включены индийские владения Англии. В условиях обострения отношений с Японией Англия опасалась, что в случае возникновения японо-американской войны она вынуждена будет, по условиям договора 1905, оказать помощь Японии.

Третий союзный договор сроком на 10 лет был подписан в Лондоне 13 июля 1911 года. По его условиям союзник не должен был оказывать военную помощь другому против той державы, с которой он имеет генеральный арбитражный договор (в это время Англия вела переговоры с США о заключении такого договора).

Столкновения экономических интересов Японии и Англии в Китае, а также сближение Англии и Японии с Россией ослабили антирусскую направленность и общее значение Союза. В изменившейся международной обстановке Союз принял антигерманский характер. На Парижской мирной конференции 1919-1920 Япония, используя Союз и поддерживая Англию по ряду вопросов , добилась удовлетворения своих притязаний на Шаньдун и на тихоокеанские острова, принадлежавшие Германии.

На Вашингтонской конференции 1921 - 1922, 13 декабря 1921 года был заключён Трактат четырёх держав между США, Великобританией, Францией и Японией. Статья 4 гласила, что после ратификации договора англо-японский союз, возобновлённый в 1911 году, теряет силу. Английские подчеркнуть, что договор был не аннулирован, а лишь заменён соглашением четырёх держав, - двусторонний пакт уступил место пакту четырёх держав. Однако японский делегат так определил смысл статьи 4: «Во всяком случае вы устроили союзу (англо-японскому) блестящие похороны».

Договор четырех держав 1921 г . - подписан 13. XII на Вашингтонской конференции (см.) между США, Великобританией, Францией и Японией; оформил ликвидацию англо-японского союза.

Дипломатия США стремилась к подрыву англо-японского союза ещё задолго до созыва конференции в Вашингтоне. Выполнение этой задачи облегчалось для США тем, что в самой Британской империи не было единства по вопросу о продлении союза с Японией. На имперской конференции 1921 Канада выступала против союза, в то время как Австралия и Новая Зеландия, опасавшиеся агрессии Японии, высказывались за поддержание с ней союзных отношений.

С целью давления на английское правительство в апреле 1921 в Лондон был послан с неофициальной миссией редактор "Нью-Йорк Таймс" - Окс. В результате переговоров Окса с первым лордом адмиралтейства Ли английское правительство сделало вывод, что возобновление англо-японского союза вызовет резкое обострение отношений с США. Для нажима на Англию Вашингтон использовал также ирландский вопрос. В связи с предстоявшим летом 1921 обсуждением в конгрессе США вопроса о признании Ирландской республики государственный секретарь Юз в беседе с английским послом Геддесом 23. VI заявил, что решение конгресса будет зависеть от характера взаимоотношений между Англией и Японией. Английская уступить. Несмотря на то, что вопрос об англо-японском союзе не был включён в повестку дня Вашингтонской конференции, 1. XII 1921 делегат Англии Бальфур пригласил делегата Японии Като для переговоров. Впоследствии в переговорах приняли участие США, а также Франция (привлечённая по инициативе США). Переговоры велись в строгой тайне, и конференции был представлен уже готовый проект договора.

В ст. I и II Ч. д. д. стороны согласились "уважать в своих взаимоотношениях право каждой из них на свои островные владения и островные территории в районе Тихого океана", а также договорились о взаимной консультации в случае, если указанные права подвергаются опасности со стороны какой-либо другой державы. Ст. III определила срок действия договора в 10 лет, с последующим продлением на неограниченный срок, если одна из сторон не заявит о его денонсации за 12 месяцев. Важнейшей статьёй договора является ст. IV, которая предусматривает, что с момента его вступления в силу прекращает своё действие англо-японский союз.

В приложенной к договору декларации указано, что распространение ст. I и II договора на мандатные территории на Тихом океане не означает признания США системы мандатов.

Подобно другим решениям, принятым на Вашингтонской конференции, Ч. д. д. не только не учитывал интересы великой тихоокеанской державы - Советского Союза, но и был прямо направлен против Советского государства. Договор закреплял за Японией её стратегические позиции, вблизи советской территории.

2.2. Введение ограничение морских вооружений.

Политическая ситуация накануне соглашения

США вышла из Первой мировой войны ведущей промышленной державой мира. Имея в 1920 году всего 6% мирового населения, они сосредоточили в своих руках 66% мировой добычи нефти, 60% меди, 60% алюминия, 50% угля, 20% добычи золота, 85% производства автомобилей. Суммарная задолженность европейских стран США составляла 11,6 млрд. долл., в том числе Великобритания - 4,7 млрд., Франция - 3,8 млрд., Италия - 1,9 млрд. Возросшая экономическая мощь США требовала расширения политического влияния этой державы.

Кроме США только Великобритания могла претендовать на статус державы мирового значения. Соперничество между этими двумя государствами стало основным узлом международных противоречий. США успешно конкурировали с Великобританией на рынках её доминионов (Канада, Австралия, Новая Зеландия), путём займов и создания сети банков вытесняли её из Южной и Центральной Америки. Важным объектом англо-американского соперничества стал Китай, где Великобритания обладала огромной собственностью и проводила политику раздела страны на сферы влияния. США противопоставляла ей политику под лозунгом «открытых дверей», вытесняя конкурентов путём экономического давления. Пересекались интересы двух держав и в борьбе за природные ресурсы - нефть, каучук, хлопок.

Другим серьёзным соперником США была Япония. В 1914-1918 годах, когда внимание ведущих держав было отвлечено войной, Япония последовательно укрепляла свои позиции на Дальнем Востоке. Путём экономического и военного давления она постепенно превращала Китай в японскую колонию. Кроме того, по Версальскому мирному договору Японии отошли бывшие германские колонии - порт Циндао и Шаньдунский полуостров. В качестве обоснования своих претензий на Китай, Япония выдвинула свой вариант «доктрины Монро» - Азия для азиатов. Интенсивно развивавшаяся в годы войны японская промышленность позволила японским товарам вытеснять английский и американских конкурентов из Китая, проникать в Латинскую Америку, в том числе в Мексику - сферу жизненных интересов США. Ситуацию осложняло то, что Япония и Англия были связаны союзным договором, срок которого истекал в 1921 году.

Определённые затруднения испытывала на Дальнем Востоке и Великобритания. Обладая в этом регионе обширными владениями и военными базами (Австралия, Новая Зеландия, Британская Малайя, Гонконг, Сингапур) и большими экономическими ресурсами (каучук, нефть), она сталкивалась с конкуренцией не только со стороны США, но и Японии, которая активно проникала в английские сферы влияния - долину Янцзы и Южный Китай. Англия всё яснее осознавала опасность усиления Японии и всё сильнее раздавались голоса за разрыв англо-японского договора.

В то же время существовали точки соприкосновения интересов Великобритании и США. США нуждались в посредничестве Англии в международной торговле. В интересах обеих стран было не допустить усиления Франции в Европе и Японии на Дальнем Востоке.

Ход конференции

Конференция началась 12 ноября 1921 года.Основными вопросами, которые рассматривались на конференции, были:

    Вопрос об ограничении вооружений:

    Ограничение линейных флотов;

    Ограничение подводных флотов;

    Ограничение сухопутных сил.

    Вопрос об ограничении линейных флотов

Конференцию открыл председательствовавший на ней государственный секретарь США Чарльз Хьюз. Он объявил о готовности США пустить на слом 15 из 16 кораблей профинансированных в 1916 году: 3 из 4 линкоров типа «Колорадо», все 6 линкоров типа «Южная Дакота» и 6 линейных крейсеров типа «Лексингтон». Взамен он предложил Великобритании и Японии пустить на слом все свои строящиеся корабли. На втором этапе из состава флота предлагалось исключались некоторые старые корабли, чтобы общий тоннаж линейных флотов оказался в пределах оговоренных лимитов. Заменять оставшиеся корабли разрешалось только по прошествии 10-летнего срока при условии, что лимиты по тоннажу не будут нарушены и водоизмещение новых кораблей не превысит 35 000 т, а калибр орудий - 406 мм.

В результате США должны были прекратить строительство 15 новых кораблей и списать 15 старых додредноутов, оставив в строю 18 кораблей. Великобритания - отказаться от строительства запланированных кораблей и списать 19 старых, оставив в строю 22 корабля. Япония - отказаться от строительства заложенных и запланированных 15 кораблей и списать 10 додредноутов, оставив в строю 10 кораблей.

В дальнейшем тоннаж линейных флотов этих стран должен находиться в соотношении 5:5:3.

Великобритания принципиально согласилась с этим предложением, за исключением 10-летнего перерыва в строительстве, который пагубно отразится на британской военной промышленности. В ответ была предложена постепенная замена кораблей. Она также выступала за 43 000-тонный предел водоизмещения, считая 35 000 т недостаточным для линкора с 406-мм орудиями.

Япония настаивала на соотношении 5:5:3,5 и добивалась права достроить линкор «Мицу» типа «Нагато».

В результате дискуссии стороны пришли к соглашению. Япония получила право достроить линкор «Мицу», США - «Колорадо» и «Зап. Вирджинию», Британия - построить два новых линкора с учётом ограничений по водоизмещению и калибру орудий. Взамен Япония дополнительно утилизировала 1 корабль, США - 2, а Британия по вступлении в строй новых кораблей - 4.

Соотношение тоннажей 5:5:3 осталось без изменения. Взамен США и Англия согласились ограничить строительство и укрепление военных баз на островах Тихого океана.

Вопрос об ограничении подводных флотов

Одним из самых серьёзных спорных вопросов на конференции был вопрос о тоннаже подводного флота. По проекту Хьюза, США и Англия получали квоту по 90 тыс. т каждая, Япония - 40 тыс. В США были сильны настроения за полное запрещение подводных лодок.

Дискуссия по этому вопросу продолжалась более недели. Англия, отказавшись от принципа «двух флотов», стремилась компенсировать сокращение линейного флота строительством подводных лодок и требовала сократить подводный флот своей традиционной соперницы Франции. В качестве аргумента приводился опыт неограниченной подводной войны Германии в Первую мировую войну. По мнению английской делегации, Франция, обладая обширной сетью военно-морских баз, представляла большую угрозу, чем Германия.

Франция, имевшая по сравнению с Англией незначительный линейный флот, потребовала для себя равную с Англией квоту по подводным лодкам - 90 тыс. т, полагая, что только подводные лодки могут гарантировать безопасность её территории. Похожую позицию на конференции занимали Италия и Япония.

США, приняв в этой дискуссии сторону Англии, предложили Франции квоту 60 тыс. т. Связавшись по телеграфу с правительством, делегация Франции ответила отказом. Это означало срыв договорённости по подводным лодкам.

Вопрос об ограничении сухопутных сил

В связи с ограничением военных флотов, на конференции обсуждался вопрос о сухопутных силах. В качестве одного из аргументов против увеличения французского подводного флота, Английская делегация выразила беспокойство, что французская армия (800 тыс. человек и 2000 самолётов) значительно превосходит необходимые силы для защиты границ с Германией и направлена против Англии. В ответ Франция соглашалась сократить свою сухопутную армию, если страны-участники согласятся гарантировать безопасность Франции со стороны Германии. Это предложение было отклонено, и вопрос о сокращении армии не нашёл отражения в документах конференции. Также после этого Франция потребовала сокращения линейного флота у Англии

2.3. Проблема Китая на конференции. Договор девяти держав.

Договор девяти держав - одно из соглашений, подписанных во время Вашингтонской конференции 1921-1922 годов. Договор касался обеспечения гарантий территориальной целостности Китая, уважения его суверенитета, а также провозглашал принцип «открытых дверей и равных возможностей» по отношению к Китаю в области торговой и предпринимательской деятельности и обязывал не прибегать к использованию внутренней обстановки в Китае с целью получения специальных прав и привилегий, которые могут нанести ущерб правам и интересам иных государств-участников договора.

Предыстория

Ещё в сентябре-ноябре 1899 года государственный секретарь США Джон Хэй, опасаясь, что дело движется к разделу Китая между европейскими державами и Японией, разослал дипломатические ноты, в которых призывал другие державы подтвердить приверженность политике «открытых дверей» в их сферах влияния в Китае. Хотя формальных подтверждений не последовало, Хэй заявил, что державы в принципе поддержали идею, и соглашения, заключаемые после 1900 года, ссылались на принцип «открытых дверей».

Соединённые Штаты были обеспокоены усилением японских позиций в Китае после русско-японской войны, и, особенно, после выдвижения Японией «Двадцати одного требования», поэтому в 1917 году было подписано соглашение Лансинга - Исии.

1. Межгосударственные противоречия на Дальнем Востоке

Азиатско-Тихоокеанский регион был серьезным центроммежгосударственных противоречий. Основными соперниками в этом регионе выступали США,Великобритания и Япония.

Основными вопросами, которые вызвали противоречия между указаннымигосударствами, были:

· контроль над Китаем;

· неприкосновенность колониальных владений;

· баланс морских вооружений.

Так, при Першои мировой войны Япония, которая не принимала активногоучастия в войне, воспользовавшись тем, что европейские державы и США были заняты наЕвропейском театре военных действий, усилила свои позиции на Дальнем Востоке,Тихом океане, особенно в Китае. Увеличилось и морское могущество Японии,опиралась на англо-японское соглашение 1902

Основным противником Японии были США. Они выступили противразделения Китая на зоны влияния и требовали проведения политики в отношении Китая подлозунгами "открытых дверей" и "равных возможностей". ТакжеСоединенные Штаты беспокоило рост морской мощи Японии. В Вашингтоне иТокио не исключали возможности военного столкновения.

Великобритания, в свою очередь, настаивала на сохранениипринципа разделения Китая на сферы влияния. Такая позиция Великобритании, а также требованиеСША оплатить все долги обострили и англо-американские отношения.

Для решения этих вопросов было созвано Вашингтонскаяконференцию.

2. Вашингтонская конференция 1921-1922 гг

Мирныедоговоры с Германией и ее союзниками были дополнены серией соглашений, подписанныхна Вашингтонской конференции (12 ноября 1921 - 6 февраля1922 г.), посвященной вопросам ограничении морских вооружений и отношениям вАзиатско-Тихоокеанском регионе.

Вработе конференции приняли участие США, Великобритания (также были представленыее доминионы и Индия, Япония, Франция, Италия, Бельгия, Голландия,Португалия, Китай.

Наконференции было подписано три соглашения. Договор четырех держав (США, Англия,Япония, Франция) гарантировал сохранение его участникам владений в бассейне Тихогоокеана. Стороны давали взаимные гарантии неприкосновенности колоний сроком на 10лет. Согласно договору ликвидировался англо-японский договор 1902Договор пяти государств (Англии, США, Японии, Франции, Италии) об ограниченииморских вооружений устанавливал пропорции в соотношении военно-морскихфлотов 5:5:3:1,75:1,75 указанных государств. Участники договора обязывались нестроить линкоров водоизмещением более 35 тыс. тонн. Устанавливалисьограничения тоннажа и для крейсеров. Запрещалось создавать новые военно-морскиебазы (кроме США, Великобритании) в Тихоокеанском регионе.

Это былпервый в истории договор об ограничении гонки вооружений. Впервые Великобританияформально признала равенство флота США со своим.

6Февраль 1922 был подписан трактат девяти государств, гласившийпринцип суверенитета и территориальной целостности Китая. Япония отказалась отсвоего монопольного положения в Китае и возвращала ему бывшие немецкие владения.

Большиегосударства брали на себя обязательство не стремиться к разделению Китая на сферы влиянияи придерживаться принципов "открытых дверей" и "равныхвозможностей ".

3.Положительное значение Версальско-Вашингтонской системы

Решение Парижской и Вашингтонской конференций заложилиоснову Версальско-Вашингтонской системы послевоенных международных отношений. Еесоздание обеспечило выход из войны, позволило разрядить послевоеннуюнапряженность и заложило основу для относительной стабильности в международныхотношениях в 20-е гг

Этирешение содержали ряд положений, которые свидетельствовали понимание государстваминеобходимости изменений в системе международных отношений? а именно: признание права насамоопределения народов? отказ от войны как средства разрешения конфликтов ит.д.

Важным прецедентом стало создание Лиги Наций. Было признанонезависимость ряда европейских государств, за что долго боролись их народы.

Несмотря на эти достижения, сама система оказалась непрочной, и еераспад привел, наконец, к новой мировой войне.

4. Пороки Версальско-Вашингтонской системы

Слабостьсистемы была обусловлена тем, что ее создатели поставили слишком много государств инародов в такое положение, при котором они не могли не бороться против такойсистемы. Страны Антанты не оказались милосердными победителями. Вся тяжестьпослевоенных изменений было возложено на побежденные народы, хотя они уже сбросилирежимы, которые участвовали в развязывании войны. Условия мира казались еще болеенесправедливыми для этих народов, потому что их страны не капитулировали передгосударствами Антанты. Война закончилась, когда ни один солдат Антанты так и неступил на территорию Германии.

Установлены репарации отнюдь не соответствовали реальнымвозможностям побежденных стран.

В силу этих обстоятельств волна шовинизма и национализма, поднятаяПервой мировой войной, не утихла, теперь ее силу поддерживало чувствонационального унижения. Не способствовало ослаблению национализма и решенияотносительно границ. Провозгласив принцип самоопределения народов как основу длянационально-государственного размежевания, победители неоднократно нарушали егосами и закрывали глаза, когда нарушали другие. При таком передела границ вмногих государствах появились районы с компактным проживанием национальных меньшинств,попавших туда в большинстве случаев не по своей воле. Немцы - вЧехо-Словакии, Франции, Бельгии и Польше; венгры - в Чехословакии,Югославии и Румынии; украинский - в Польше, Румынии, Чехословакии и т.д. Рассчитывать на поддержкуВерсальско-Вашингтонской системы этим народам вряд ли приходилось.

Вне Версальской системе осталась Россия, что сталозначительным дестабилизирующим фактором. Для государств Антанты Россия была преждепредательницей, которая заключила сепаратный мир с врагом (Брестский мир 3 марта1918 г.). К тому же большевизм вызвал в странах Антанты враждебность,привело к интервенции в Россию (1918-1922 гг), а после ее провала -к изоляции России на международной арене.

Еще одной серьезной недостаткомВерсальско-Вашингтонской системы былиее гарантии сохранения. Новые политические лидеры, пришедшие к власти в США, Англии,впоследствии и Франции, стремились отмежеваться от заложенных их предшественникаминесправедливости.

Первым сигналом, что система уязвима, стало решениеконгресса США не ратифиуваты Версальский договор (в 1921 г. США заключили отдельныйдоговор с Германией,который вклячав все основные положения Версальского, Кроме Устава Лиги Наций). Одновременно Конгресс СШАаннулировал франко-американский договор о взаимопомощи. Англия, по примеруСША, такоже анулювала англо-французскийдоговор. В таких условиях Франция, чтобы сохранить свое доминирование над Германией,пошла на создание союза восточноевропейских государств, которые были заинтересованность всохранении Версальской системы. К тому же эти государства образовывали «Санитарным кордоном» вокруг СССР, Как препятствиепроникновения коммунизма в Европу. Так, в 1921 г. Франция заключила политическийпакт и военную конвенцию с Польшей. В 1920-1921 гг за поддержки Франции Чехословакия,Румыния, Югославія образовали Малую Антанту. Таки образом Франция, Польша и Малая Антанта образовали союз, который нанекоторое время стал гарантом сохранения Версальской системы. Но не надолго.